• Северное сияние

  • Катание на снегоходах

  • Это Россия, детка

  • Группы


Кантозерская часовня

Кантозерская часовня «Во имя Рождества Христова» –  это единственное старинное культовое православное здание на территории Ловозерского района. В третьем выпуске Архангельского Епархиального Церковно – Археологического комитета от 1896 года об этой часовне сказано: «В пяти верстах от Лявозерского (не путать с Ловозерским) погоста находится ветхая часовня во имя Рождества Христова, неизвестно кем и когда построенная (!)…»

Когда и зачем построена эта часовня в таком глухом лесу пока остается тайной. Можно предположить, что в этом лесу кто-то погиб, и в память об этом, родственниками была построена эта часовня. Интересна карандашная надпись на одной из стен часовни: «1933 года 31 июня здесь косил Филиппов Даниил Харитонович. Больше не думаю косить здесь». Если попытаться проанализировать эту надпись, то получается, что в 30-х гг. прошлого столетия о существовании этой часовни уже не помнили и наткнулись на нее случайно. Впрочем, пока это только догадки. На многих брусьях, из которых построена часовня, вырезано одно и то же клеймо, похожее на цифру «8».  По этому клейму на бревнах удалось установить строителей часовни. Как выяснилось, это родовое клеймо саамов Шаршиных, потомки которых проживают в селе Ловозеро и планируют сейчас заняться восстановлением часовни.  Что удивительно, эта часовня сохранилась до наших дней. Сегодня это единственное старинное культовое православное здание на территории Ловозерского района.

Первые же крещения Кольских саамов прошли в 16-ом веке, и готовились они подвижниками, чью миссионерскую деятельность можно назвать духовным подвигом. Таков, например, соловецкий монах Феодорит (1481-1571). Двенадцать лет он жил пустынником среди лопарей, изучив их язык и традиции и готовя их исподволь к вере Христовой. Позже основал монастыри в Коле и Кандалакше, написал труды по истории Лапландии и Карелии, был царским посланником в Константинополь, привезя Ивану Грозному патриаршее благословение на царствие. Созданные им монастыри, были единственными на Русском Севере «безвотчинными» монастырями, «нестяжательными», благополучие которых целиком зависело только от собственного труда братии.