• Северное сияние

  • Катание на снегоходах

  • Это Россия, детка

  • Группы


Сейды (сеййты, сейты)

Восхищение красотой дикого северного пейзажа порой сопровождается ощущением, что за земля... не принадлежит людям, не создана для них. Слишком дики нагромождения скал, слишком необычны ландшафты, слишком часто посещает чувство, что «ты здесь случайный гость». Может быть, тысячи лет назад именно это ощущение  воплотилось в представление о духах-хозяевах земли, сейдах.

Сейды относятся, пожалуй, к самым спорным явлениям саамского культа. Поклонение священным камням относится к разновидности фетишизма, весьма распространенного на всем земном шаре. Однако в Лапландии этот культ достиг очень большого развития и оброс своеобразными чертами.
 
Наиболее древние источники определяют сейды как каменные или деревянные идолы, покровительствующие семье или отдельной личности. Шеффер (1973) писал, что «…слово сейд обозначает всякого рода божественность…». Связь сейдов с колдунами и шаманами подчеркивали А. Кастрен, (1856), Н. Харузин (1890), В. Львов (1903), В. Визе (1912) и многие другие исследователи – этнографы. При этом все литературные источники и устный эпос саамов увязывают их происхождение через окаменение людей или мифологических существ.
 
Сами лопари в начале XX века, по описанию О. Комарецкой (1927), давали следующее определение: «сейд это дух, обитающий в некоторых, большей частью, приозерных камнях и скалах, покровительствующий лопарю в разных его промыслах и обладающий сверхъестественной силой».

Таким образом, сейдом считается не любая красивая конструкция из камней и скал, а только наделенная в предшествующий исторический период культовыми свойствами. При этом сейды могут иметь, как естественное, так и искусственное происхождение.

Значительную роль сейдов в религии культовых обрядах саамов отмечали все исследователи этого народа. Чтобы дух рода или семьи был благосклонен, перед выходом на любой промысел и после возвращения с него лопарь приносил в жертву животных или их лучшие части. Обычно это были олени, его рога, головы и шкуры, реже – другие животные, дичь и рыба. В дальнейшем обряд трансформировался, и для жертвоприношения стало достаточно намазать идола кровью или рыбьим жиром. Кастрен (1854,1856) описывал, что лопари никогда не проезжали мимо сейда без того, чтобы не поесть около него и часть пищи не оставить около сейда в качестве жертвы. Многие первопроходцы и путешественники находили огромные кучи оленьих рогов около этих священных камней.
 
Считалось также, что сейды могут отгонять или насылать болезни и несчастья, помогают общаться с предками, духами и сверхъестественными силами, а также покровительствуют различным промыслам. Кроме того, эти места были тесно связаны с колдунами, шаманами и их древними обрядами и чародейством. Образование сейдов большинство саамов объясняет таким преданием: если колдун, шаман или дух не выполнял или не успевал выполнить какую-либо часть обязательных условий колдовского обряда, то он обращался в камень.

Также, на все большие перемены в жизни испрашивал саам разрешения у сейдов. Кончался промысел семги, наступала пора переезда в лес, в зимний погост – шел саам к сейду. Приносил жертву – табак, голову рыбы или оленя, украшения из сукна; просил совета на переезд. По приезде в лес саам нес жертву священному дереву, в котором также жил сейд. Весною опять жертва и моление перед сбором к морю, где снова надо было помолиться сейду.