• Северное сияние

  • Катание на снегоходах

  • Это Россия, детка

  • Группы


Оленный народ (саамы, лопари)

Время прихода народа саами на Кольскую землю теряется во мраке веков. Были ли они авторами самых древних петроглифов или создали только наиболее поздние наскальные рисунки? Археологи все еще спорят по этому поводу. Как бы то ни было, саами (лопари, лапландцы) появились на Кольском полуострове после таяния ледника, но раньше любого другого известного ныне народа. Соседним народам и европейским путешественни­кам жизнь лопарей представлялась неимоверно тяжелой. Мрачная, населенная чародеями, страна холода и мрака, упоминается в карело-фин­ском эпосе Калевала. Согласно трудам и рисункам европейских путешественников, саамы тогда охо­тились при помощи лука и стрел, ловили рыбу, ез­дили на оленях, запрягая их в сани, похожие на лодку (кережи).

 

Важнейший миф древней саамской культуры говорит о родстве человека с оле­нем. Женщина соединилась с оленем, и от этого брака возник человек-олень, древнее охотничье божество – Мяндаш. Мяндашу саамы поклонялись и приносили жертвы. Как говорят исторические источники, в старину лопари жили охотой (в том числе на дикого оленя) и рыболовством. Постепенно все большую роль стало играть оленеводство. Пришло ли оно извне или зародилось на месте – тоже остается загадкой. Охотники подстерегали оленей на путях их миграций, потом научились отлавливать оленят, приручать и использовать в своих кочевках для перевозки груза. Со своими оленями стало удобнее двигаться за мигрирующи­ми стадами. Со временем стадо стали считать своим и метить специальными клеймами на ушах. Так, возможно, появился метод полувольного выпа­са. Путешественники прошлых веков отмечали: скорее саамы за оленями ходят, чем наоборот. Экологически это обосновано: полудикие животные, мигрирующие по естественным путям, скорее най­дут себе прокорм и с меньшей вероятностью «пе­регрузят пастбище», чем это сделали бы самые опытные пастухи. Но при этом хозяева оберегают стадо от волков, лечат заболевших животных, по­могают отелиться. Самые спокойные олени везут вещи и людей. В местах, где живут часто и подол­гу, ставили вежу – полу землянку с покрытой дерном или корой крышей. Для недолгих остановок использовали переносное жилище из жердей и шкур – куваксу (саамский чум).

Большое влияние на способы и быт оленеводства оказали оленеводы-коми, пришедшие вместе с оленями и пастухами-ненцами из Архангельской гу­бернии на Кольский полуостров в конце 19-го века. При советской власти стада оленей обобществили,осуществлялась государственная программа перехода кочевых народов к оседлости. Вместо временных сезонных «погостов» создавались деревни, и в каждой свой колхоз. В результате укрупнения хо­зяйств в 1960-х годах осталось лишь три коллек­тивных оленеводческих хозяйства. Заброшены были многие саамские деревни и села. Сегодня основные районы проживания саамов – Ловозерский и Кольский, крупнейшее поселение и центр саамской культуры – село Ловозеро. Помимо саа­мов, в оленеводческих бригадах трудятся коми,ненцы, русские. Современное оленеводство – это избушки и брезентовые чумы с печками, вездехо­ды и снегоходы, чтобы добраться до стада, радио или телевизор на отдыхе. Летом олени пасутся   вольно. К зиме их собирают в корали, пересчиты­вают, часть забивают. Мясо Кольских оленей поль­зуется большой популярностью в Скандинавии. А жизнь оленевода по-прежнему нелегка.